Читающий малыш:когда пора учиться?

Как только малыш достигает 2–3-летнего возраста, многие родители начинают задумываться: не пора ли уже учиться читать? А некоторые идут еще дальше – надеются, что уже и 3-месячный малыш способен воспринимать информацию, которая в дальнейшем позволит ему научиться чтению быстрей. Как же поступить правильней и какую методику применить, чтобы привить ребенку любовь к чтению?

 

Каждой маме хочется, чтобы ребенок был умным и развитым, схватывал все на лету. В обучении чтению тоже часто срабатывают родительские амбиции. Вам хочется, чтобы он был первым среди ровесников и все удивленно завидовали? А может быть, вы сами научились читать в 3 года и теперь не представляете, что бывает по-другому? Забудьте про ненужную мотивацию: ребенку она не принесет пользы. Смотрите на его готовность, не занимайтесь через явное «не хочу», сделайте обучение увлекательной игрой, если вы хотите, чтобы ребенок не просто научился читать, а полюбил это занятие на всю жизнь. 

Психологи считают, что в 2-3 года детей можно лишь знакомить с буквами, закреплять их в памяти, если это вызывает интерес. Полноценное чтение в этом периоде невозможно и не нужно, ребенок еще постигает мир через ощущения.
К 4-5 годам ребенок уже способен к восприятию языка, более усидчив, и можно пробовать начать обучение. Но! Если ребенок еще плохо и неохотно выполняет логические задания, неусидчив, очень бурно реагирует, когда у него что-то не получается, — затормозите процесс. Лучше несколько месяцев повторять одно и то же и ждать психологической зрелости, чем отбить желание читать уже в этом возрасте.

6-7 лет считается оптимальным возрастом для обучения чтению. Ребенок уже готов к быстрому восприятию информации, физически сформирован, обычно дети в этом возрасте начинают проявлять искренний интерес к учебе. Но конечно, какое родительское терпение сможет дождаться шестилетия, чтобы учиться читать? Тем не менее в этом возрасте процесс, скорее всего, будет идти гораздо быстрей.

 

Есть несколько важных правил для успешных занятий:
-не сравнивайте малыша с другими детьми;
-занимайтесь понемногу, но регулярно;
-не начинайте обучение, если есть сильные проблемы в произношении: постановка звуков первостепенна;
-не занимайтесь через явное нежелание ребенка;
-старайтесь занятия проводить в форме игры.

 

Логопеды об азбуке и изучении букв
Большой процент родителей начинает знакомство ребенка с буквами с красочной азбуки. Но у классической азбуки есть несколько «но», на которые следует обратить внимание, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с трудностями. 

1. Часто рядом с буквой в азбуке изображен предмет, который ребенок запоминает и начинает ассоциировать с этой буквой. При обучении чтению эти «ненужные» ассоциации начинают всплывать. Но с картинками малышу обучаться легче и интересней, и на этом этапе интерес и игра очень важны. Поэтому стоит просто понемножку расширять кругозор малыша, называя еще предметы на определенную букву. Как вариант — можно развесить по квартире буквы на предметы интерьера и быта. Пусть малыш «узнает» предметы и лишний раз запоминает буквы.

2. Не называйте букву ее настоящим именем. «Эль», «эм», «ща», «эр» и так далее оставьте на то время, когда ребенок уже будет читать. До этого времени, казалось бы, правильное название буквы собьет ребенка с толку на этапе складывания букв в слоги. Называйте звук, который образует эта буква, и старайтесь проговаривать его четко и понятно.

Какую методику выбрать

Методик обучения чтению довольно много, они придуманы разными исследователями, но, по сути, делятся на две категории, которые и являются самыми популярными: обучение чтению через целое слово и обучение чтению по слогам.
В обучении чтению через целое слово невероятную популярность приобрел метод Глена Домана. Уже с маленького возраста ребенку показывают целые слова, написанные на карточках. По мнению Домана, ребенок запоминает, как выглядят слова, начинает узнавать и читать их. Увидев же большое количество слов, он сам выводит правила чтения и начинает читать. Несмотря на популярность этой методики среди родителей, особых результатов она не приносит, и ее практически не используют логопеды для обучения детей на специальных занятиях.

 

Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, во-ро-на, со-ба-ка, мя-ч.
Считается, что так научиться читать ребенку гораздо легче. Часто логопеды используют несколько методик, но суть остается одна: сначала дети учатся соединять буквы в слоги, а потом читать слова по слогам. 
Легче всего понять принцип слогов для детей — начинать обучение с закрытых слогов: ом, ак, ял, ус и т.д. Проще протянуть голосом гласную и закончить согласной, а следом уже понять, как читаются открытые слоги.

Но что же делать, если у ребенка не получается начать читать? Ведь не секрет, что успехами по чтению в малом возрасте могут похвастаться далеко не все дети. Для обеспокоенных родителей приведем интересные результаты обследования: способность к обучению чтению не имеет ничего общего с IQ. Более того, проводились исследования, и оказалось, что дети, которые испытывали трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего. Конечно же, это не означает, что нужно сложить руки и прекратить усилия. Именно во время этих попыток и развивается IQ, когда мозг получает дополнительные импульсы к развитию. И пусть не сегодня, но все равно ваш ребенок будет читать. Или чтение ему будет даваться гораздо легче в школе после ваших занятий. Занимайтесь, читайте, открывайте вместе все новое для малыша!

 

 

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 77 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

info собака bcwoman.ru